Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
С. И. Львова
"Мнемозина"
2010
25
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях
С. И. Львова
"Мнемозина
2010
25
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях.
В. И. Коровина
"Просвещение"
2013
26
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В. Я. Коровина
"Просвещение"
2010
25
Литература. 11 класс
2010
25
Современные образовательные технологии
Название
Обоснование применения
Классы
Фотоотчет
Технология продуктивного чтения.
Цель: учим самостоятельно понимать текст, средство - приемы усвоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
6. 9. 11
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
1) составление текстов диктантов
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр)
5) работа с дополнительной литературой
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе
8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
9, 6, 11
Игровые технологии
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
6, 9, 11
Здоровьесберегающие технологии
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий
Другие виды методической деятельности
1. Член жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
2. Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
3. Участие во всероссийской общеобразовательной акции "Тотальный диктант"
Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
Русский язык. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций.
А.Д.Шмелев
"Вентана-Граф"
2014
25
Русский язык. 7 кл. В 3 ч. : учеб. для общеобразоват. учреждений
С.И. Львова, В.В. Львов.
"Мнемозина"
2011
25
Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель С.И. Львова
"Мнемозина"
2009
25
Уроки русского языка. 7 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 7 класс».
И. П. Васильевых.
«Мнемозина»
2011
1
Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс, в 2-х частях)
И.П. Васильевых, С.И. Львова.
«Мнемозина»
2011
15
Русский язык. ЕГЭ. Шаг за шагом. 7 класс
Л.Т.Ларионова.
«Мнемозина»
2010
15
Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс
Львов В.В.
"Дрофа"
2009
25
Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях.
Лебедев Ю.В.
"Просвещение"
2010
25
Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя
Аркин И. И.
"Просвещение"
2002
1
Письменные работы по литературе: 9-11 класс.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В.
"Дрофа"
2002
1
Современные образовательные технологии
Название
Обоснование применения
Классы
Фотоотчет
Технология активных методов обучения
рок с использованием активных методов позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, концентрировать внимание, активизировать работу всего класса. АМО помогают в игровой форме изучить сложный материал.
6-8
Другие виды методической деятельности
Член методического совета школы.
Председатель жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Участие во Всероссийской образовательной акции "Тотальный диктант" ( эксперт)
Используемые ЭОР
Название
Ссылка
Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч.
Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич
"Просвещение"
2015
25
Литература 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях
В.Я.Коровина
"Просвещение"
2013
25
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной . 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
"Просвещение"
2013
1
Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях
В.Я.Коровина
"Просвещение"
2013
25
Русский язык. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерипа
"Русское слово"
2010
25
Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя
Н. Г. Гольцова, М. Д. Мищерина
"Русское слово"
2009
1
Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч
В. Я. Коровина
"Просвещение"
2010
25
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
2010
Другие виды методической деятельности
Руководитель ШМО русского языка и литературы.
Председатель жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Участие во Всероссийской образовательной акции "Тотальный диктант" ( эксперт)
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях.
Л. М. Рыбченкова
"Просвещение"
2016
25
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях.
Л. М. Рыбченкова
"Просвещение"
2016
25
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Л. М. Рыбченкова.
"Просвещение"
2015
25
Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений
В. Я. Коровина
"Просвещение"
2013
25
Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений
В. Я. Коровина
"Просвещение"
2013
25
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой. 5-9 классы
Л. М. Рыбченкова
"Просвещение"
2017
1
Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс
Л. М. Рыбченкова
"Просвещение"
2016
1
Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс
Л. М. Рыбченкова
Просвещение"
2016
1
Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс
Л. М. Рыбченкова
"Просвещение"
2016
1
Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс
Л.М. Рыбченкова
"Просвещение"
2017
15
Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс
Л. М. Рыбченкова
"Просвещение"
2017
15
Современные образовательные технологии
Название
Обоснование применения
Классы
Фотоотчет
Технология критического мышления
5, 7, 9
Метод проектов
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
5,7
Игровые технологии
Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры на уроках обобщения ("Своя игра", "Умники и умницы")
5,7
Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.
Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.
5, 7, 9
Другие виды методической деятельности
Член жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Участие во всероссийской образовательной акции "Тотальный диктант " (эксперт )
Используемые ЭОР
Название
Ссылка
Электронная библиотека специальной филологической литературы